Заявления Путина и его пропаганды о стабильности экономики России рассыпается на фоне ситуации с шоковом взлетом цен на яйца, пишет издание.

Экономика России начинает трещать по швам: WSJ узнала про большой кризис КремляЭкономика России начинает трещать по швам: WSJ узнала про большой кризис Кремля

Чтобы понять, как война с Украиной деформировала российскую экономику, посмотрите на яйца. В последние месяцы этот основной продукт питания стал дефицитом, а цены на него взлетели до небес. Россияне от Белгорода до Сибири выстроились в очереди, напоминающие советские времена. Путин публично извинился и возложил вину на правительство. За стремительным ростом цены на яйца, который в декабре составил около 60% по сравнению с годом ранее, скрывается целый ряд факторов, свидетельствующих о неблагополучии в российской экономике.

Ситуация с кризисом показательна для нынешнейроссийской экономики.

Об этом пишет американское изданиеThe Wall Street Journal в материале с названием «Извращенная путинскаяэкономика во время войны, взгляд сквозьупаковкуяиц».

Западные санкции нанесли ущерб птицеводческой отрасли, разрушив цепочки поставок сельскохозяйственного оборудования, которое ранее покупалось в Европе. Слабый рубль сделал импорт кормов и ветеринарных препаратов более дорогим, на некоторых предприятиях не хватает персонала.

Тем временем бурный рост государственных расходов привел к увеличению заработной платы, что повысило спрос на продукты питания и другие товары. Все это делает «яичный шок» проявлением дисбаланса, нарастающего в российской экономике.

В прошлом году, когда Москва наращивала военное производство и выдавала субсидированные кредиты потребителям и предприятиям, в РФ получилось показать экономический рост. Однако такая щедрость привела к перегреву экономики. По итогам 2023 года официальная инфляция составила 7,4% (реальная инфляция, по всей вероятности, намного выше), почти вдвое превысив цель Центрального банка, а государственные ипотечные программы надули пузырь на рынке жилья.

Теперь экономисты ожидают замедления роста, поскольку ЦБ повышает процентные ставки, а санкции продолжают кусаться.

«Правительство похоже на бригаду пожарных, которые бегают с ведром от одного небольшого пожара к другому, потому что не могут устранить основную проблему инфляции», — сказала бывший сотрудник российского Центрального банка, сейчас — внештатный научный сотрудник Евразийского центра Карнеги в России Александра Прокопенко.

«Яичный кризис» показывает, как Россия пытается найти баланс между противоречивыми экономическими императивами — финансированием военного конфликта, умиротворением народного недовольства и поддержанием баланса экономики, в том числе за счет стабильных цен.

«Это невыполнимая трилемма. Достижение первых двух целей требует увеличения расходов, что приводит к высокой инфляции, которая препятствует достижению третьей цели», — говорит внештатный научный сотрудник Евразийского центра Карнеги Александра Прокопенко.

Инфляция вызывает у Путина все большее беспокойство в преддверии президентских выборов в марте. Кремль рассматривает это мероприятие как способ узаконить правление президента, что потребует подлинного народного энтузиазма.

После того как Путин возложил ответственность за рост цен на яйца на правительство, заявив, что оно вовремя не обеспечило достаточный объем импорта, власти начали действовать. Россия начала импорт яиц из Турции, Беларуси и Азербайджана и отменила импортные пошлины на этот продукт.

Власти также начали антимонопольное расследование в отношении производителей яиц и куриного мяса, в том числе Третьяковской птицефабрики в Воронежской области. Компания принадлежит Геннадию Ширяеву, которого называют «яичным королем». В конце декабря на него произошло покушение: стрелок по меньшей мере дважды обстрелял внедорожник Ширяева, предприниматель не пострадал.

Одним из факторов, который может оказаться трудно устранимым, является нехватка вакцин из-за санкций.

«Вакцинировать нечем, поэтому птицы болеют… поскольку они содержатся кучно, то, когда заболевает одна птица, заболевают почти все», — говорит один из ветеринаров.

Яйца составляют относительно небольшую часть потребительской корзины, но люди склонны замечать резкий рост цен на них, говорит ведущий экономист по развивающимся рынкам Oxford Economics Татьяна Орлова, а это, в свою очередь, может укрепить инфляционные ожидания — то, чем обеспокоены центральные банки.

Центральный банк России в прошлом месяце поднял ключевую процентную ставку до 16%, чтобы сдержать рост потребительских цен. Повышение ставки действует как экономический тормоз. Согласно последнему консенсусу Focus Economics, рост ВВП в этом году замедлится до 1,4% с почти 3% в прошлом году.

Эксперты прогнозируют, что «яичная инфляция» скоро стабилизируется, но цены останутся высокими. Импорт не может компенсировать структурные проблемы на рынке, а текущая цена является адекватной и справедливой, сказала генеральный директор Росптицесоюза Галина Бобылева.

Напомним, в декабре в России стремительно взлетели цены на куриные яйца, а в целом за год стоимость этого товара увеличилась на 24%.

По материалам: Диалог

Shares:
Добавить комментарий