Пекин поддерживает Россию в войне против Украины не из солидарности, а из страха перед усилением США, считает Виталий Портников.
Заявление главы МИД Китая Ван И о том, что Пекин не может допустить поражения России, поскольку в таком случае США сосредоточатся на Китае, стало настоящей сенсацией. Однако на деле именно эту позицию Китай занимает с первого дня полномасштабного вторжения.
Об этом в своем блоге пишет известный украинский журналист Виталий Портников.
Главное в этом заявлении — не сама позиция, а то, почему ее решили обнародовать, пусть и неофициально. Нет сомнений, что речь идет не о случайной утечке, а об осознанном сигнале: сообщение появилось в издании South China Morning Post, которое Пекин традиционно использует для завуалированных политических посланий.
Си Цзиньпин уже понял: на хорошие отношения с Дональдом Трампом рассчитывать не приходится. При этом Трамп оказался неспособен реализовать экономическое давление на Китай — это стало очевидно после фактического отказа от тарифного шантажа. В Пекине сделали вывод: Запад нуждается в китайской экономике больше, чем Китай — в западной. А раз так, Пекин считает, что теперь может диктовать свои условия.
Но интересно не только это. Поддержка России со стороны Китая не означает желания уничтожить Украину. Если для Путина целью остается полная ликвидация украинской государственности и присоединение захваченных территорий к РФ, то у Пекина совсем иные интересы. Китай заинтересован в сохранении Украины как независимого государства — но такого, которое будет поддерживать хорошие отношения с Россией. Без этого не будет ни инвестиций, ни возможности влиять на украинскую элиту и органы власти.
Китаю не важна ни русская речь, ни российская церковь. Главное — управляемость украинской власти и ее ориентация на Пекин как на гарант сохранения влияния, политической стабильности и денежных потоков. Так, как это сейчас устроено с Лукашенко.
Если для Кремля завершение войны возможно только после аннексии новых территорий, то для Китая допустимым вариантом является прекращение боевых действий при достижении согласия между Киевом и Москвой о совместном существовании. Это и есть ключевое отличие между стратегией Пекина и целями Кремля.
Однако китайскому руководству пора осознать: постсоветское пространство меняется. Все меньше государств готовы сохранять особые отношения с Москвой, но почти все хотят развивать связи с Китаем. И Пекину неизбежно придется пересмотреть свое отношение к бывшим советским республикам — прекратить рассматривать их как страны с ограниченным суверенитетом.
Украине же стоит понять: с Китаем необходимо говорить так же, как с Россией. В Пекине понимают только язык силы. Любые попытки компромисса там воспринимаются исключительно как слабость. Нельзя договориться с государством, которое рассматривает крах твоей независимости как условие собственного экономического роста.
Именно поэтому Украине необходимо вместе с западными партнерами усиливать давление на Пекин — в первую очередь, чтобы сократить его экономическое взаимодействие с Россией. Параллельно следует активизировать и развивать отношения с Тайванем. В случае конфликта в Тайваньском проливе Украина должна быть на стороне тех, кто сопротивляется агрессору. Даже неформальный союз с Тайванем способен изменить китайские расчеты относительно поддержки Путина.
Но если мы просто будем надеяться, что удастся убедить китайское руководство в нашей доброй воле и заработать на китайских инвестициях — нас ждет поражение.
Ранее Dialog.UA сообщал, что The Insider раскрыл схему сборки БПЛА в России при помощи Китая.
Мы также писали, что в Одессе в результате атаки РФ повреждено консульство Китая, который «приложил руку» к «Шахедам».
Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.
По материалам: Диалог